ПОСТ -РЕЛИЗ

 

                                                                       «…надо иметь совесть, которая не

 даст возможности отступать»

                                                                                                                      В.Г.Распутин

«Уроки Валентина Распутина» так называлась литературно-художественная экспозиция, посвященная 80-летию Валентина Григорьевича в библиотечном отделе «ТЦ «Москворечье» с 10 по 17 марта 2017 г.

            На экспозиции были представлены произведения писателя: «Уроки французского», Живи и помни», «Прощание с Матерой», «Пожар», «Последний срок», и др. Биографические книги «Валентин Распутин» В. Курбатов, «Что в слове, что за словом?» самого автора и портрет писателя.

Родился Валентин Григорьевич 15 марта 1937 года в поселке Усть-Уда Иркутской области и умер 14 марта 2015 в Москве за один день до своего 78-летия.
Грамоте и счету Валентин научился с малых лет – уж очень жадно тянулся он к знаниям. Смышленый паренек читал все, что ни попадалось: книги, журналы, обрывки газет.
В Аталанке была только четырехлетка. На дальнейшую учебу Валентина снарядили в Усть-Удинскую среднюю школу. Взрослел паренек на собственном голодном и горьком опыте, но неистребимая тяга к знаниям и не по-детски серьезная ответственность помогли выстоять. Об этом сложном периоде жизни Распутин позже напишет в рассказе «Уроки французского», удивительно трепетном и правдивом.
В аттестате зрелости Валентина были только пятерки. В 1954 году, блестяще сдав вступительные экзамены, он стал студентом филологического факультета Иркутского университета, увлекался Ремарком, Хемингуэем, Прустом.

Жилось нелегко. Подрабатывая на жизнь где только возможно, он стал приносить свои статьи в редакции радио и молодежной газеты.
В 1962 году Валентин перебрался в Красноярск, темы его публикаций стали масштабнее – строительство железнодорожной магистрали Абакан – Тайшет, Саяно-Шушенской и Красноярской ГЭС, ударный труд и героизм молодежи и т. д. Новые встречи и впечатления уже не вмещались в рамки газетных публикаций. Его первый рассказ «Я забыл спросить у Лешки», искренен до слез.
Однако самое знаковое событие в жизни писателя Распутина случилось годом раньше, когда разом, один за другим появились его рассказы «Рудольфио», «Василий и Василиса», «Встреча» и другие. Распутин еще продолжает публиковать очерки, но большая часть творческой энергии отдается уже рассказам.

В 1967 году после публикации повести «Деньги для Марии» Распутин был принят в Союз писателей. Пришли слава и известность. Об авторе заговорили всерьез – его новые работы становятся предметом обсуждения. Будучи человеком чрезвычайно критичным и требовательным к себе, Валентин Григорьевич принял решение заниматься только литературной деятельностью. Уважая читателя, он не мог себе позволить совмещать даже такие близкие по творчеству жанры, как журналистика и литература.
В 1970 году в журнале «Наш современник» была опубликована его повесть «Последний срок». Она стала зеркалом духовности наших современников, тем костром, у которого хотелось погреться, чтобы не замерзнуть в суете городской жизни. О чем в ней речь? Обо всех нас. Все мы – дети своих матерей. И у нас тоже есть дети. И пока мы помним о своих корнях, имеем право называться Людьми. Связь матери с детьми – самая важная на земле. Именно она дает нам силы и любовь, именно она ведет по жизни. Все остальное – менее важно. Повесть «Последний срок» принесла Распутину всемирную известность и была переведена на десятки иностранных языков.
Год 1976-й подарил поклонникам творчества В. Распутина новую радость. В «Прощании с Матерой» писатель продолжил живописать драматическую жизнь сибирской глубинки, явив нам десятки ярчайших характеров, среди которых по-прежнему доминировали удивительные и неповторимые распутинские старухи. Это их любовью ли, ненавистью ли, гневом ли, радостью крепка наша земля-матушка. Они умеют любить и созидать, поспорить с судьбой и одержать над ней победу. В этой повести Распутин продолжает лучшие традиции русских классиков – Толстого, Достоевского, Бунина, Лескова, Тютчева, Фета.
В произведениях Распутина человеческая многогранность переплетается с тончайшим психологизмом. Состояние души его героев – особый мир, глубина которого подвластна только таланту Мастера. Мы можем спорить с героями и не соглашаться, но не в состоянии оставаться равнодушными.

Год 1977-й для писателя знаковый. За повесть «Живи и помни» он удостоен Государственной премии СССР. История Настены, жены дезертира, – тема, о которой писать было не принято. Душа рвется на части от боли за нее. Кажется, вместе с этой женщиной под воду уходит весь мир. Нет больше красоты и радости. Не взойдет солнце, не поднимутся в поле травы. Жизнь обрывается на самой трагической ноте. Казалось бы, судьба одной семьи, а горе – всеобъемлющее. Значит, есть и такая правда. И главное – есть право ее отображать. Отмолчаться, спору нет, было бы проще. Но не лучше. В этом глубина и драматизм философии Распутина.
Он мог бы писать многотомные романы – их бы с восторгом читали и экранизировали. Образы его героев захватывающе интересны, сюжеты притягивают жизненной правдой. Распутин предпочитал убедительную краткость. Но как же при этом богата и неповторима речь его героев («затаенная какая-то девка, тихоомутная»), поэзия природы («искристо играли тугие снега, берущиеся в наст, звенькало из первых сосулек, загорчил первым подтаем воздух»). Язык распутинских произведений словно речка струится, изобилуя чудными по звучанию словами. Что ни строчка – кладезь русской словесности, речевые кружева. Случись так, что до потомков в следующих веках дойдут только произведения Распутина, они будут восхищены богатством русского языка, его мощью и неповторимостью.
Годы перестройки, рыночных отношений и безвременья сместили порог нравственных ценностей. Об этом повести «В больнице», «Пожар». Люди ищут и оценивают себя в непростом современном мире.

В 1987 году писателю присвоено звание Героя Социалистического Труда. Он награжден орденами Ленина, Трудового Красного Знамени и многими другими. Валентин Григорьевич пишет очерки и статьи в защиту оскверняемого Байкала, работая в многочисленных комиссиях

во благо людей.
Валентин Григорьевич – верный сын земли русской, защитник ее чести. Его талант сродни святому источнику, способному утолить жажду миллионов россиян. Произведения Валентина Распутина – незыблемые, вечные ценности.

Вспомним ярчайшие экранизации его произведений «Рудольфио» Динары Асановой, «Уроки французского» Евгения Ташкова, «Прощание» Ларисы Шепитько и Элема Климова, «Василий и Василиса» Ирины Поплавской, а также, «Живи и помни» Александра Прошкина.

Живя в единении с природой, писатель неброско, но глубоко и искренне любил Россию и верил, что ее сил хватит для духовного возрождения нации.